- ДЕЙСТВИЕ
ДЕ́ЙСТВИЕ, 1) поступки персонажей эпических и драматических произведений в их взаимосвязи, составляющие (наряду с событиями, происходящими независимо от намерений героев) важнейшую сторону сюжета. Элементарные единицы Д. высказывания, движения, жесты, мимические акты персонажей, выражающие их эмоции, мысли, главное же намерения. Д. может быть преимущественно внешним, основанным на перипетиях, что, например, характерно для У. Шекспира, либо главным образом внутренним, при котором, как это бывает у А. П. Чехова, переменам подвержены более умонастроения героев, нежели их практически-жизненное положение. Если внешнее Д. обнаруживает преимущественно конфликты локальные и преходящие, которые возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенной цепи событий (см. Завязка, Кульминация, Развязка), то Д. внутреннее наиболее благоприятно для постижения устойчивых конфликтных положений, остающихся непреодоленными и в финалах произведений.
Поступки персонажей, будучи взаимообусловлены, составляют единое действие, которое Аристотель считал нормой как драматического, так и эпического сюжетосложения: в трагедиях и эпопеях должно даваться изображение «одного и притом цельного действия» (Аристотель, Об искусстве поэзии, 1957, с. 66). В эпических жанрах причинно-следственные связи между поступками персонажей, изображаемыми событиями нередко ослабляются либо отсутствуют вовсе. Таковы прозаические произведения Ф. Рабле, М. Сервантеса, Дж. Свифта, поэмы Н. А. Некрасова и А. Т. Твардовского, многие автобиографические повести. Традиционное единое Д. порой отсутствует и в драмах («Вишневый сад» Чехова), хотя в большинстве драматических произведений принцип единства Д. соблюдается (см. Драма).
Более широкий смысл термин «Д.» имеет у Г. Э. Лессинга: «действиями», составляющими предмет словесного искусства (поэзии), он называет все явления художественного мира, которые имеют временную протяженность (т. е. процессы), противопоставляя их расположенным в пространстве неподвижным предметам (сфера живописи).
2) Часть драматического произведения или спектакля (см. Акт).
Литература:
Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 187253;
Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли, собр. соч., т. 5, М., 1954;
Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963, с. 6568.В. Е. Хализев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.